По-русски это консультирование. Консалтинг — это платное экспертное консультирование предпринимателей по спектру экономических, производственных, коммерческих и других вопросов для оптимизации бизнес-процессов. В первую очередь для увеличения прибыли и скорости процессов. Консалтинг оказывает независимую оценку и анализ бизнеса, а так же дает рекомендации по ведению бизнеса.
История консалтинга
В 1886 году химик Артур Литтл основал первую консалтинговую фирму. Сотрудники Литтла анализировали работу различных фабрик и старались помочь руководителям предприятий оптимизировать их работу.
В 30-х годах консалтинг получил обоснованный интерес после того, как закончился мировой кризис, но в России услуги консалтинга пришли только в 90-х.
С начала существования по 1971 год консалтинг в первую очередь был справочной услугой, так как ситуация на рынке была стабильна, производство росло и развивалось, конкуренция только начинала разрастаться.
С 1971 года стала усложняться техника и расширились услуги в мировой экономики, за этим последовал настоящий бум развития бизнес-консалтинга.
С 1990 годов пришла настоящая эра консультирования, которую привел за собой интернет и широкое взаимодействие малого бизнеса из разных стран. По настоящее время консалт-менеджеры выступают в роли маркетологов, аналитиков и помощников руководителей.
Задачи и цели консалтинговой компании
Основной задачей консалтинга является улучшение работы бизнеса в целом. В связи с тем, что бизнес обычно не содержит штат сотрудников, которые занимаются аналитикой – консалтинг приходит на помощь и оказывается дешевле штата сотрудников.
Задачи консалтингового агентства
- советы по увеличению производительности;
- маркетинговая стратегия;
- выявление проблем;
- анализ ситуации на рынке;
- рекомендации по улучшению тех. процессов;
- аудит документации;
- обучение персонала вашей компании;
- советы по реорганизации подразделений бизнеса.
Принципы работы консалтинговых компаний
- Научно обоснованные методики улучшения работы бизнеса, обоснованные на примерах.
- Применение современных технологий для анализа и внедрения усовершенствований.
- Идеи, которые будут поднимать ваше производство и, обязательно, их обоснование.
Формы консалтинга
- Консультирование – разовое консультирование по заявке клиента.
- Аналитика – глубокая проработка процессов компании, комментирование, гипотезы по результату, который приведет вашу компанию к успеху.
- Прогнозирование – анализ текущих процессов и предполагающихся на основе предоставленных клиентом данных. Клиент сам выбирает оптимальный вариант развития.
- Аудит – консалт-менеджер дает свою оценку протекающих в фирме бизнес процессов, предлагает оптимальные пути решения и указывает на ошибки.
- Участие – в данном случае менеджер консалтинговой компании полностью погружается в бизнес клиента, дает рекомендации и помогает их внедрить. Доводит бизнес до ожидаемого результата.
Сферы консалтинга
- IT консалтинг
- Рекрутинговый консалтинг
- Производственный консалтинг
- Менеджмент (управленческий)
- Экологический консалтинг
Исходя из всего вышеперечисленного может сложиться ошибочное мнение, что консалтинг схож с маркетингом. Разница в том, что в широком понятии консалтинг – это управление людьми, а маркетинг – управление процессами. Консалтинговый консультант вполне может и должен управлять маркетологами.
Когда нужны консалтинговые услуги?
В какой-то момент бизнес перерастает своего создателя и требует вмешательства сторонних лиц как для инвестиций, так и для управления фирмой. Консалтинг предоставляет услугу по расширению и масштабированию предприятия в рамках запроса клиента.
К примеру, вы хирург, но сейчас операция нужна вам. Самостоятельно вы это сделать не сможете, но с помощью другого специалиста вполне. Консалтинг в большей степени услуга для менее травматичных действий, но консультант помогает взглянуть на свое детище с другой стороны, дать ему рост и вес.
Возможно, наиболее распространенной причиной обращения за помощью является получение информации. Ее составление может включать в себя опросы, исследования затрат, технико-экономические обоснования, обзоры рынка или анализ конкурентной структуры отрасли или бизнеса. Компании может потребоваться специальный опыт консультанта или более точная и актуальная информация, которую может предоставить фирма. Или компания может быть не в состоянии выделить время и ресурсы для внутренней обработки данных.
Часто информация – это все, что нужно клиенту. Но информация, необходимая клиенту, иногда отличается от той, которую просят предоставить консультанта. Один генеральный директор попросил провести исследование, достаточно ли у каждого вице-президента работы, чтобы иметь собственного секретаря. Люди, с которыми он связался, отклонили проект, потому что, по их словам, он уже знал ответ, а дорогостоящее исследование все равно не убедило бы вице-президентов.
Когда обращаться к консалтинговому агентству?
- Поиск новых идей.
- Реорганизация.
- Сокращение затрат.
- Постановка целей.
- Обучение сотрудников.
- Решение старых задач.
- Нужен свежий взгляд со стороны от эксперта.
На какие виды делится консалтинг?
В первую очередь консалтинг можно подразделить на 3 типа по методу консльтирования:
- Экспертный – нанятые консультанты самостоятельно решают поставленные задачи;
- Процессный – компания вместе с консультантом разбирается в проблемах и процессах;
- Обучающий – эксперт учит вас, как эффективно управлять бизнесом.
Так же можно объединить консалтинг по предмету консультирования на финансовый, производственный и управленческий
На ком лежит ответственность
Если вы обращаетесь к маркетологу, таргетологу или любому другому -тологу, то ответственность лежит на вас. В случае с консалтингом ситуация может развиваться в 2-х направлениях.
Если вы спрашиваете совета у консалтера, но внедряете изменения самостоятельно, то вы так же остаетесь ответственны за результат.
В случае, если вы внедряете все рекомендации консалт-агентства под их чутким руководством и готовы платить за результат, то ответственность берет на себя агентство.
Как нанять консалтинговое агентство
Вряд ли я открою для вас секретный инструмент – будьте готовы заплатить деньги соразмерные вашей прибыли от внедрения рекомендаций агента.
А так же вы должны для себя четко понимать цели вашего бизнеса. Если этого не определить изначально, то и платить вы будете за нечто эфемерное и непонятно кому.