“Автомеханик Железкин”. “Плотник Никита Топорищев”. “Сантехник Трубников”. И так далее. Если кто-то стал волшебником своего дела, он сможет зарегистрировать свое имя в Роспатенте. И тогда все будут знать: Никита Топорищев – он такой один.
Как подчеркнул министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников, подготовленная инициатива важна в первую очередь для самозанятых – появляется дополнительный инструмент продвижения работ, товаров и услуг.
“По сути, мы даем людям возможность использовать этот актив, развивать личные бренды”, – сказал глава министерства.
Документ был подготовлен в рамках “дорожной карты” “Трансформация делового климата” в сфере интеллектуальной собственности. Конечно, люди смогут регистрировать на себя не только имена.
Любая торговая марка, завоевавшая любовь покупателей, может стать человеческой. В смысле: принадлежащей конкретному человеку. Тем не менее предложение особо актуально именно для самозанятых. Зачем, скажем, Арине Родионовне из села Михайловское что-то придумывать, когда ее и так знают и любят миллионы. Будь она жива, мы знаем, с какой просьбой она бы обратилась в Роспатент.
“Подготовленный проект поправок к Гражданскому кодексу разрешает гражданам регистрировать на себя товарные знаки. Сегодня на законодательном уровне установлено ограничение, по которому зарегистрировать товарный знак могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Законопроект снимает данное ограничение”, – рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Он также напомнил, что согласно ГК РФ, товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров. Благодаря этому покупатели могут отличить определенный продукт на рынке от многих других.
“Товарным знаком могут быть слоган, логотип, мелодия и другие средства, позволяющие выделить конкретный товар. Узнаваемый и популярный знак сам по себе становится ценностью, так как привлекает к себе покупателей и повышает продажи. Поэтому немало недобросовестных участников рынка стараются подделывать популярные товарные знаки”, – добавил глава правления АЮР.
Регистрация товарного знака
Защитить добросовестного производителя может только регистрация товарного знака.
“В таком случае он сможет предъявлять претензии к тем, кто копирует без разрешения его товарную марку. Причем иск может быть подан даже к тем, кто использует очень похожие знаки, которые трудно отличить от оригинала. В таких случаях расчет на то, что покупатели перепутают их. Предлагаемые поправки позволят регистрировать на себя товарные знаки в том числе гражданам, зарегистрированным в качестве самозанятых. Новация позволит им создавать новые бренды”, – пояснил Владимир Груздев.
Он отметил, что разработать и зарегистрировать свои товарные знаки смогут даже няни и репетиторы.
“Например, в качестве товарного знака можно оформить собственное имя. В таком случае всем остальным тезкам не придется менять имена. Однако они не смогут вести частную практику в той же сфере под тем же именем-знаком. Сегодня свои имена как товарные знаки зарегистрировали, например, Филипп Киркоров и Николай Басков”, – рассказал Владимир Груздев.
Но для того, чтобы внести свои имена в списки Роспатента, звездам необходимо было создать юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
В этом случае без согласия этого человека или его наследников использовать имена, псевдонимы или производные от них запрещено.
В Роспатенте по запросу “РГ” не смогли уточнить, сколько фамилий сегодня попали под охрану в качестве торговых знаков, однако сообщили, что это не носит слишком массового характера.
“Наследники Владимира Высоцкого зарегистрировали его имя и фамилию как словесную торговую марку, – рассказал сын поэта Никита Высоцкий. – Она сейчас находится в управлении благотворительного фонда. Мы не зарабатываем на ней каких-то больших денег, но контролируем, кто, как и для каких целей пользуется именем моего отца”.
Понятно, что обычным людям, тем же домработницам, частным автомастерам, да хоть грузчикам, нет особого смысла заводить юридические лица. Гораздо проще зарегистрироваться в качестве самозанятых. Благодаря новации, они – репетиторы, сантехники, няни и все остальные – тоже получат шанс стать самыми настоящими звездами.
“Теперь подобная правовая защита сможет стать доступна не только звездам, но и всем гражданам”, – подчеркнул Владимир Груздев.
Товарный знак самозанятым
“Категория “самозанятых” появилась относительно недавно, – рассказывает член Ассоциации юристов России, юрист “Легес Бюро” Маргарита Курашина. – Закон позиционирует этот специальный налоговый режим как эксперимент. Пока что эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно”.
По данным аналитического портала ФНС России, на 1 декабря 2021 года было зарегистрировано 3 миллиона 641 тысяча самозанятых. За год количество самозанятых увеличилось в 2,5 раза.
Как объясняет Маргарита Курашина, для регистрации товарного знака необходимо подать заявление в Роспатент с указанием заявляемого обозначения, перечня товаров и услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и т.п.
“Также необходимо оплатить пошлину за формальную экспертизу и экспертизу товарного знака по существу, пошлины за регистрацию товарного знака за каждый из классов Международной классификации товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация и пошлину за выдачу свидетельства на товарный знак”, – рассказывает Маргарита Курашина.
По итогам 2021 года официально средний срок рассмотрения заявок по товарным знакам составляет 3,82 месяца. По итогам 2020 года было 5 месяцев. Такие данные сообщили в Роспатенте.
По словам Маргариты Курашиной, в случае, если похожий на ваш товарный знак начали использовать конкуренты, защитить свое нарушенное право можно через суд – запретить этим лицам использовать товарный знак, а также получить компенсацию.
Также в некоторых случаях направить жалобу можно в Роспатент. Для повышения качества предоставляемых услуг Роспатентом еще в 2020 году были полностью реализованы проекты по созданию электронных ресурсов для подачи возражений в электронном виде. Речь в том числе о возражениях на какие-то решения, связанные с товарными знаками. Скажем, зарегистрировать или отказать в регистрации торговой марки.