Бенчмаркинг (bench — «скамья» и mark — «отмечать») — процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности.
Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг – это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности. Бенчмаркинг бывает совместным или конкурентным. Различные формы социальных медиа начинают влиять на многие бизнес-процессы. В этом смысле бенчмаркинг не является исключением.
В нашем экспертном докладе рассматривается суть бенчмаркинга и дается объяснение его основных понятий и процесса реализации. Представлены различные методы проведения бенчмаркинга и разъясняются цели и преимущества каждого из них. Показано, что социальные медиа фундаментально меняют способы проведения бенчмаркинга. Они повышают эффективность бенчмаркинга и облегчают его проведение. Социальные медиа трансформируют процесс бенчмаркинга, превращая его из проектно-ориентированного в непрерывный.
На примере компании Nokia дается практическое представление об использовании социальных медиа для бенчмаркинга.
Цели бенчмаркинга
Бенчмаркинг как процесс имеет одну цель: улучшить положение по какому-либо направлению деятельности.
Для достижения своей цели субъект экономики решает следующие задачи:
- Исследовать собственные показатели в проблемной сфере
- Найти лидеров, то есть лучших из лучших по изучаемому вопросу в отрасли
- Получить доступ к требуемой информации
- Провести сравнительный анализ
- Внедрить полученный опыт передовиков в собственном хозяйстве.
Определение и применение наилучшего метода дальнейшего развития есть суть, цель и задачи бенчмаркинга.
Виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг не зря имеет массу определений. Его разная направленность обеспечивает универсальность использования. Но на практике сформировалось пять видов бенчмаркинга:
- Общий
- Функциональный
- Внутренний
- Конкурентный
- Бенчмаркинг процесса.
В чем отличие бенчмаркинга от KPI?
Бенчмаркинг — сравнение с лидерами, с другими компаниями. Исключением является внутренний бенчмаркинг, когда компания сравнивает показатели этого года, например, с показателями предыдущего года. Подробнее о внутреннем бенчмаркинге мы говорим дальше в статье.
KPI — показатель эффективности работы, это какой-то результат (как правило, в цифровом значении), к которому в своей работе должна стремиться компания и отдельные сотрудники. KPI предполагает анализ данных внутри одной компании и неразрывно связан с ее целями.
После бенчмаркинга компания может ввести систему KPI для разных подразделений, групп или отдельных сотрудников.
Плюсы бенчмаркинга
- Повышение качества своих услуг и продукции за счет опыта других;
- Улучшение конкурентоспособности товаров;
- Возможность увеличения прибыли;
- Расширение на рынке;
- Оптимизация процессов;
- Более дешевый подход в развитии, поскольку можно посмотреть на результаты других;
Минусы бенчмаркинга
- Временные и денежные затраты на анализ;
- Не всегда возможно внедрить к себе успешный опыт из-за специфики или других обстоятельств;
- Старые “фишки” уже не будут давать такой эффект, как только при первом их появление;
История бенчмаркинга
Систематическое использование бенчмаркинга на практике началось в 1980-е годы. Пионером в этой области часто называют компанию Xerox. Столкнувшись с зарубежным конкурентом, который по многим показателям демонстрировал более высокую производительность, руководители Xerox решили выяснить источники такого конкурентного преимущества, чтобы скопировать или даже превзойти их. Поставленная задача была разбита на отдельные части, чтобы найти ответ на следующие вопросы:
- Какая компания является наилучшей с точки зрения продукции, услуг и процессов?
- Как эта компания добилась такого успеха?
Поставленная задача просто состояла в том, чтобы найти самых лучших и извлечь уроки из их опыта. Сегодня эти два вопроса продолжают оставаться основой бенчмаркинга.
В последующие годы другие компании стали использовать аналогичные методы работы, расширили область применения бенчмаркинга и доработали его методологию. Расширение круга изучаемых вопросов означало, что искать передовые методы работы стали не только среди конкурентов, но и в других компаниях в своей или даже в другой отрасли. В последнее время изменения главным образом затронули поиск ответов на второй из приведенных выше основных вопросов бенчмаркинга. Однако наблюдать и описывать деятельность и методы работы лучших конкурентов – это еще не все. Отдельной, по-своему сложной проблемой, является реализация изменений в организации.
Бенчмаркинг не оставался в стороне и от других тенденций того времени в области менеджмента. В 1980-е годы была разработана концепция комплексного управления качеством (Total Quality Management, TQM), которая приобрела огромную популярность в течение следующего десятилетия. Принципы, лежащие в основе бенчмаркинга, прекрасно соответствуют концепции TQM, причем некоторые специалисты даже рассматривают бенчмаркинг в качестве инструмента, необходимого для достижения TQM. В любом случае именно ориентированность на высокое качество в масштабе всей организации, ее бизнес-процессов, услуг и продукции лежит в основе как концепции TQM, так и бенчмаркинга. TQM и бенчмаркинг являются частью корпоративной культуры непрерывного совершенствования, вовлечения сотрудников в работу компании и ориентации на клиента.
В целом ключевые идеи бенчмаркинга заключаются в следующем:
- Выявление лучших в своем классе организаций
- Получение необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки
- Работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм
В этом докладе мы представим различные методы бенчмаркинга и объясним назначение и преимущества каждого из них. Наконец, мы поделимся своим опытом и знаниями, полученными за многие годы во время реализации многочисленных проектов в области бенчмаркинга.