A/B тестирование — проверка двух версий продукта для определения наиболее эффективного варианта.
А/Б—тестирование — процесс, позволяющий изучать предпочтения аудитории, предлагая ей различные варианты отображения страниц или элементов этих страниц. При этом вариантов отображения может быть какое угодно количество.
Все мы хотя бы раз проходили тесты. Например, когда сдавали на права. Или когда проверяли свой уровень владения иностранным языком. Так что выбирать между несколькими вариантами ответов, отмеченными той или иной буквой, вам уже приходилось.
А/Б-тесты — это тоже тестирование аудитории, правда она (аудитория) об этом в большинстве случаев даже не догадывается. Суть теста заключается в том, что двум одинаковым по численности группам показывают два разных варианта реализации одного и того же объекта. А потом делают выбор в пользу того из них, который покажет наиболее эффективные результаты.
Такие тесты проводятся менеджерами, издателями, владельцами интернет-магазинов (с помощью программистов, конечно же), чтобы принять правильное решение в отношении своих интернет-проектов: цвет и размер элементов навигации, количество мультимедийных объектов, положение текстовых и графических блоков на странице, их количество, наличие либо отсутствие; размер, семейство и цвет шрифтов; заголовки статей и разделов; побуждения к действию в конце статей; количество полей в формах; формат, форма и сюжет изображений и т.д.
Слепая уверенность в том, что вы знаете предпочтения аудитории, может оказаться большой ошибкой. Иногда результаты тестирования способны по-настоящему удивить. Не исключено, что если вы тестируете дизайнерское решение, то вам придется “наступить на горло собственной песне”, отказаться от своих представлений о прекрасном и поставить зеленую ссылку на красном фоне, потому что она лучше всего работает.
Приведем пример из личной практики. Компания Mirantis, в которой мы работаем, занимается, среди прочего, распространением дистрибутива (установщика) непроприетарного программного обеспечения для развертывания облачной инфраструктуры. Мы заинтересованы в том, чтобы этот продукт скачивали. Аудитория, которая заинтересована в этом техническом решении, насчитывает десятки тысяч пользователей по всему миру (в России этот интерес только формируется). И мы хотим сделать так, чтобы все эти люди скачали наш дистрибутив и могли применить его. Поэтому решили выяснить, как лучше всего оформить кнопку-ссылку на демонстрацию продукта. При этом важно было сделать так, чтобы не возникло конфликтов между ссылкой на сам продукт, и тестируемой ссылкой на его демонстрацию. Сложность заключалась в том, что обе кнопки расположены на одной странице, в непосредственной близости друг от друга. Представьте себе наше удивление, когда ссылка цвета детской неожиданности, размещенная под красной кнопкой на скачивание продукта, показала результаты лучше, чем синяя, зеленая, белая. Вопрос “Почему?” в данном случае контрпродуктивен. Цвет не нравился никому из нас, но тест упорно показывал его преимущество. Пришлось смириться.
Как вы уже поняли, протестировать можно практически все, что придет в голову. Мы, например, на российском сайте компании решили протестировать привлекательность мультимедийного оформления при публикации репортажа с мероприятия, в частности параллакс-эффекта (асинхронного движения элементов). Нас заинтересовал вопрос: повлияет ли это оформление на поведение аудитории? И если да, то каким образом? Забегая вперед скажем, что получить такое количество данных, которое позволило бы делать какие-то содержательные выводы, нам не удалось. Возможно, тема слишком узкая. Да и майская жара (вместе с праздниками) не способствует деловой активности технических специалистов. Но зато у нас есть возможность, опираясь на собственный опыт, рассказать о технологии проведения А/Б-тестов.